среда, 29 сентября 2010 г.

Соцсети (2)

Как же назвать тех двоих, которые еще со школы..?
о понятии друг, Миша Жванецкий

Есть как минимум два понятия "друг": узкое и расширенное.
Расширенное - это то, что понимается под соцсетями ("френд", "список друзей", "френд-лист", "френд-лента"), и некоторыми общительными людьми.

Лично я же придерживаюсь узкого понятия. Определений не дам, не все тривиально. Есть множество знакомых, на которых можно построить социальный граф (классическое: множество вершин и отношение на вершинах(подмножество декартова произведения на знакомых), хотя мне недавно говорили, что складывать и умножать людей не так-то просто, и это был человек не из крематория :) )

Если взять множество из 3-4 основных соцсетей, пересечь с множеством из 3-4 основных ИМ-чатов, мы кое-что получим. Далее надо пересечь их телефонным справочником, пересечь с тем списком людей, которых я видел за последние пару лет, то получим еще кое-что меньшее. Осталось только пересечь с тем множеством людей, с которыми я вообще могу хоть о чем то поговорить (Колмогоровская сложность, то есть смогу говорить полусловами, жестами, отдельными звуками и меня поймут), то получим адекватное множество. Причем последнее пересечение самое важное.

Уверен, что про меня не скажут, что я - коммутативный коммуникативный общительный человек (рефлексивно, точно не скажу(т?)). Основная цель социальных продуктов состоит не в общении, для этого есть посиделки в кафе, телефоны, в крайнем случае ИМ-чаты.

Цель же должна состоять в поиске рекомендаций. Система на основании данных о пользователе должна давать рекомендации на любой произвольный запрос. Например, "куда можно пойти в городе N такого то числа с 15 до 17?" (у меня недавно был такой вопрос, хотелось нетривиально провести транзитное время между поездами. Начал опрашивать знакомых за месяц до даты. На 3-4 итерации вопрос изменился до "* кроме пивных и борделей". В итоге получил 2 первичных ссылки), "стоит ли идти хоть на что-нибудь в текущем кинопрокате?", "понравится ли мне книга NN?" и т.д.

То есть поиск должен работать в контексте пользователя. На данный момент - это утопия.

Если совсем немного знать (как сейчас работает поиск), то можно увидеть, что поиск работает даже вне поискового запроса. Классический PageRank присваивает рейтинг странице вне контекста запроса. Википедия имеет конкретный рейтинг, вне зависимости того, что я ищу. И за последние 10 лет тут мало (в поиске) что изменилось. А хочется поиска еще в контексте пользователя. Скорее хочется, что бы это наступило при моей жизни.


В разрезе книг более-менее социально работает amazon. Если на нем зарегистрироваться, и отметить с десяток книг, которые вам интересны/не_интересны/уже_прочитаны, то все будет адекватно. В качестве контр-примера можно привести любой отечественный книжный Озон*, где для у технической книжки по разработке ПО стоит запись "люди, купившие эту книгу так же заказывают 'Иисус Христос - супер-звезда'" (реальный случай).

Есть какие-то минимальные соц. функции в reader.google. Во всех других других системах (ЖЖ, стандартный соц. сети, заканчивая твиттером) ничего социального нет.

Все поисковые гиганты и крупные компашечки понимают нетривиальность задачи. Так что вопрос "одноклассники vs. вконтакт" вообще смешон, и переводится как "google vs. facebook". Продвижение вперед к утопии в ближайшие пару лет будет явно здесь.

ЗЫ. Все таки "друг" - это изоморфный тебе человек, с такими же интересами, увлечениями. И не важно, что ты с ним не знаком. Главное, что о вас обоих знает система. Таким должно быть компьютерное определение.

Комментариев нет: