среда, 17 июля 2013 г.

Бессоница и курсы

Недавно меня снова спросили о средстве от бессоницы. Я обычно рекомендую лекции  М. Вялого по квантовым вычислениям http://www.lektorium.tv/course/?id=22805. Однажды в поезде я вырубился после 3-х минут просмотра. Не то, чтобы он вяло читает, наоборот, довольно бойко и понятно. Видимо усталость и покачивание ту-ду-ту-ду дали знать.

На днях наткнулся на http://math.nist.gov/quantum/zoo/ зоопарк квантовых алгоритмов. Обычно бытовые разговоры на тему квантовых вычислений сводятся к тому (и это не сведение между сложностными классами), что "вот построят квантовый компьютер, и всем криптографам хана". Я же досмотрел 2 лекции из первого абзаца, могу ругаться Эрмитовыми матрицами, и вяло отвечаю "ну, да". В квантовых вычислениях я, очевидно, не силен. Хочется немного углубиться, но что-то пока никак. А в базовой теории чисел я немного более силен, и увы, чаще сильнее человека, который на бытовом уровне говорит, что скоро "наступит хана".

Так вот, вместо ответа "ну, да" можно читать лекцию про другие схемы, основанные на задачах отличные от разложения числа на простые множители. Как минимум дискретный логарифм и разные графовые задачи.

В том зоопарке из второго абзаца видно, что в 2005 году тот же самый Шор какой-то магией своими квантовыми вещами может решать дискретный логарифм за свое полиномиальное квантовое время. Кстати, мне как обывателю непонятно, есть ли качественный скачок. Разложение на простые множители поке не в NP, дискретный логаримф - тоже. Другие решаемые квантовые (мне известные) задачи... там тоже скачка в классах нет. Естественно, я не очень в теме.

Сережа К. пытался что-то искать по теме, как оказалось вбивать в гугл подстроки с "эксперимент с 2-мя щелями" выдает релевантные запросы из двух областей.

И еще я практически прекратил следить за coursera. Два курса мне очень понравились (scala и общий по языкам программирования), все остальное местами сильно не впечатлило. Местами и уровень слабо-студенческий, местами хочется немного более сильного или другого. Но чтобы там участвовать, надо больше времени. Я как-то был подписан (участвовал) в 5-ти курсах одновременно (!), но после 2-3 недель курса понимал, что оно того не стоит. В итоге там только один из этого одновременного списка добил.

Да, домашка и быть в потоке - это хорошо. Но время - оно сложное и неравномерное. Поэтому последние месяца три я читаю тех.лит и смотрю Лекториум. Там за год много вкусного появилось. 

Комментариев нет: